Таковы результаты исследования, которое провело в мае 2015 года социологическое агентство "Фама" по заказу ОО "Львовский медиафорум" и при поддержке представительства Европейского Союза.

Исследуя чувствительность к пропаганде, всех опрошенных было разделены на следующие группы: "несамостоятельные — стойкие", "несамостоятельные — те, кто поддаются воздействию", "самостоятельные — стойкие" и "самостоятельные — те, кто поддаются воздействию".

Во Львове, как и в Харькове больше есть тех, которые мыслят не самостоятельно. Однако, во Львове таких больше: 59% — во Львове, а 51% — в Харькове. Крупнейшей в каждом из городов есть доля лиц, которые мыслят несамостоятельно, однако устойчивы к российской пропаганде (34% — в Харькове, и 56% — во Львове).

Отличным в городах является то, что в Харькове больше тех, которые подвергаются воздействию российской пропаганды (39%) и в десять раз больше, чем во Львове тех, которые являются самостоятельными в свои взглядах и подвергаются воздействию российской пропаганды.

Львовяне больше склонны к обсуждению новостей политического и общественного характера с кем бы то ни было — друзья, родственники, коллеги, даже случайные прохожие попадают в их информационные сети; 39% опрошенных делают это часто или постоянно. Харьковчане более сдержаны в распространении и обсуждении новостей: 22% респондентов признались, что обсуждают новости с друзьями, родственниками и коллегами.

Треть во Львове (30%) и более трети (39%) в Харькове опрошенных утверждают, что никогда не проверяют правдивость утверждений, которые они получили из определенного новостного источника на других ресурсах, что свидетельствует о достаточно высоком уровне некритического мышления в двух городах.

Чаще всего, как львовяне, так и харьковчане, проверяют новости на политические, экономические темы, вопросы, связанные с АТО и местные новости. Теги, которые назывались респондентами, очень часто перекликаются, что подтверждает то, что вопросы, в которых жители хотят быть уверенными или убедиться, являются общими.

Замечено две тенденции: харьковчане значительно меньше доверяют новостным ресурсам, чем львовяне; среди опрошенных харьковчан есть несколько выше уровень доверия к российским новостным ресурсам, в отличие от львовян, где уровень доверия к этим ресурсам практически на уровне "0".

Доля лиц, которым присуща "слепая вера" в сообщение медиа-ресурсов в городах одинакова — по 13%. Также одинаковой в городах доля тех лиц, которые скептически воспринимают любую информацию независимо от источника подачи — по 2%.

Полный отчет можно скачать по ссылке

Исследование проводилось социологическим агентством "Фама", методом "face to face" интервью в мае 2015 года в двух городах — Львове и Харькове. Было опрошено всего 800 респондентов старше 18 лет (по 400 респондентов в каждом городе).