Отсутствие штрафного механизма приводит к массовому нарушению правил и безнаказанности.

Читайте также: Новые правила парковки: что изменит закон

Как изменится ситуация после принятия Закона, регулирующего сферу парковки транспортных средств? Какие шаги в ближайшее время может сделать городской совет, чтобы город стал комфортнее для автовладельцев и пешеходов? Об этом мы поговорили с экспертами Львовского регуляторного Хаба.

Разговор с Тарасом Хавункой и Екатериной Шуварской (Львовский регуляторный Хаб)

Проблема парковки однозначно одна из топовых для Львова, однако она имеет много составляющих. С какого компонента стоит начать ее решать?

Екатерина: Именно хаотичная парковка приводит к ряду критических проблем, в том числе аварийных ситуаций. Наиболее остро проблема ощущается в центре города, поскольку там сосредоточено большинство государственных, муниципальных зданий, частных офисов, кафе и ресторанов.

Город имеет критически малое количество мест для парковки: в противовес зарегистрированных во Львове 180 тысяч автовладельцев (без учета автомобилей на иностранном регистрации), действующих мест для парковки есть только 2948, расположенных на 91 площадке. Эту ситуацию усугубляет также отсутствие штрафных механизмов и не готовность водителей платить за паркинг.

По результатам проведенного нами опроса, 38,5% жителей оставляют свои автомобили в центральной части города, такой же процент людей тратит на услуги по парковке до 100 грн в месяц. А 30,8% опрошенных не тратят средств вообще.

Отсутствие штрафного механизма приводит к массовому нарушению правил и безнаказанности.

Поэтому по данным ЛКП "Львовавтодор" с ноября 2014 г. по июль 2016г. было зафиксировано 1654 случая неправильной парковки, а это примерно 79 нарушений в месяц.


Как решить проблему с парковкой в городах: предложения экспертов

Читайте также: Новый закон о парковке предусматривает жесткие наказания для нарушителей

Вы много общаетесь с представителями бизнеса и власти. Какова их позиция по проблеме?

Тарас: Подавляющее большинство информации о первоочередных проблемах в городе мы получаем от предпринимателей, в том числе и о нерегулированной парковке. О парковке в первую очередь говорят владельцы отелей. Мол, заведения расположены на узких улицах, рядом друг с другом, и трудно обеспечить всех посетителей паркоместами.

Также предприниматели отмечают, что важной составляющей проблемы является отсутствие потенциального инвестора для рынка парковки, ведь рынка как такового сегодня просто нет.

Водители паркуют свои автомобили на тротуарах и детских площадках абсолютно безнаказанно. До тез пор, пока эта история будет продолжаться, до тех пор инвестор не сможет рассчитывать на спрос платных паркомест. Поэтому мы снова возвращаемся к проблеме парковочной инфраструктуры, почему она отсутствует во Львове и почему присутствует в Кракове? Какими должны быть цивилизованные правила парковки, где должны оставлять свои автомобили подавляющее большинство водителей?

Для Львова сегодня на поверхности тема построения подземных и многоуровневых паркингов. Могло бы это решить проблему?

Екатерина: Построение новых паркингов бесспорно положительно влиять на решение проблемы, хотя и не полностью. Хаос существует из-за того, что у водителей нет мотивации: действующие штрафные механизмы имеют ряд недостатков, а правила всегда можно обойти.

Из-за этого в городской бюджет поступает очень мало средств, хотя парковки являются достаточно прибыльной сферой.

За время исследования мы сотрудничали с экспертами реанимационного пакета реформ и планируем присоединиться в части содействия имплементации Закона №5364 по реформированию сферы парковки, который сейчас ожидает подписи Президента. Закон предусматривает четкий механизм привлечения нарушителей к ответственности, что, в свою очередь, будет стимулировать водителей придерживаться правил.

Много говорим о штрафах, но только ли санкции смогут решить проблему, если специально оборудованных мест для парковки мало?

Тарас: Система штрафов сама по себе ничего не решит, все нужно делать в комплексе.

Возвращаясь к нашему исследованию (результаты исследования будут опубликованы позже, – авт. прим.), мы выделили три ключевых аспекта: сложность регулирования, проблема ценообразования и регулирования гостевых площадок.

Что касается ценообразования, то Закон не учитывает этого вопроса. Сегодня ценообразования регулирует Постановление Кабинета Министров, где заложена сложная и совковая формулу рентабельности, которая является универсальной для всех городов и не позволяет корректировать цену по действенным рыночным механизмам. А именно – при условии, что спрос регулирует цену.

Читайте также: Новые штрафы на дороге: как избежать админпротокола

У Вас есть рецепт, как решать проблему ценообразования так, чтобы это имело эффект и в таких загруженных городах, как Львов?

Тарас: В процессе подготовки мы передавали местную проблематику и варианты решений экспертам в Киев для коммуникации с Кабмином. Мы предлагаем отменить формулу, заложенную в Постановлении, и придерживаться исключительно общих принципов по установлению тарифов, что предоставит больше автономии органам местного самоуправления.

Мы убеждены, что парковка в центре должно быть дорогой.

Водители не должны оставлять автомобили в удобных для них местах без соответствующего тайминга за копейки, а иногда и бесплатно. Это способствует дорожным пробкам, особенно на узких улочках.

Более того, когда ты приезжаешь на парковку, там должно быть 10-15% свободных мест. Ведь даже когда водители готовы платить, а мест нет, то регулирование не сбалансированное.

Именно цена за парковку должна быть регулятором наличии мест.

Кроме того, это будет способствовать наполнению местного бюджета, конкурентоспособности сферы и инвестиционной привлекательности.

Подписан закон, вводящий целый ряд новых правил. Что изменится для города прежде всего?

Екатерина: Закон №5364 позволит обеспечивать фото- и видеофиксацию правонарушений, что сразу повысит количество водителей, которые готовы платить за парковку. Кроме того, закон предусматривает создание инспекторов по парковке, ведение четкого перечня случаев препятствования дорожному движению или создание угрозы безопасности движения, введение механизма ответственности водителей за неуплату услуг парковки, нарушение правил остановки-стоянки и автоматизированную систему парковки.

Читайте также: Внедрение фотовидеофиксации нарушений ПДД: сколько камер планируют установить в Украине

Какова роль города в имплементации закона?

Екатерина: Прежде всего, городской совет ответствен за создание новой службы – инспекторов по парковке, уполномоченной рассматривать дела об административных правонарушениях и осуществлять временное задержание транспортных средств. Автоматизированная система контроля оплаты парковки вводиться также по решению городского совета.

Кстати, еще одна новинка этого закона заключается в том, что к ответственности сможет привлекаться непосредственно водитель автомобиля, а не только владелец транспортного средства. Предполагается также создание в реестре владельцев транспортных средств МВД отдельного поля "надлежащий пользователь", который и будет субъектом правонарушения в случае фотофиксации или видеосъемки.

Что городской совет может сделать уже сегодня, чтобы улучшить ситуацию с парковкой в ​​городе?

Екатерина: Городской совет уже работает в направлении улучшения ситуации.

Начать мы предлагаем с проведения инвентаризации мест для парковки для понимания картины в целом, что поможет определить масштабы проблемы и устранить систематические правонарушения, а также даст возможность реорганизовать существующие места и создать новые.

Поскольку Закон уже подписан Президентом, городской совет должен привести свои решения в соответствие в течение 180 дней со дня его опубликования. Мы будем всячески способствовать этому процессу на региональном уровне.

После имплементации закона рынок станет более привлекательным для инвестора? Нужны ли еще дополнительные факторы?

Тарас: Если все сделать качественно, то больше велосипедов изобретать не придется.

Важно также убедить людей, что платить за парковку необходимо, а оставлять машину в любом месте нельзя. Иными словами, следует развивать культуру парковки.

Согласно нашим исследованиям, только 38% людей платит за парковку, и это меньше 100 грн в месяц. Это означает, что жители практически не платят за эти услуги.

Предусмотрено ли отдельно проведение кампании для информирования водителей об изменениях, предусмотренных Законом? Не будет ли сопротивления со стороны водителей, когда придется платить больше?

Тарас: Сейчас Реанимационный пакет реформ занимается информационной кампанией для имплементации этого закона. Мы, в свою очередь, планируем активно приобщиться к информированию жителей Львова относительно принятых изменений.

Если говорить об оплате, то надо быть готовыми к сопротивлению: стоит запастись терпением и временем, чтобы новые правила стали привычкой. Однако, как показывает опыт успешных реформ, жители готовы воспринимать изменения, если чувствуют практическую пользу от них после первых месяцев запуска. Вот например, появление патрульной полиции: ее вводили с очень правильными посылами для общества и предлагаемые изменения имели качественно другой вид. Поэтому, усовершенствованные правила парковки должны обеспечить одинаковые правила игры для всех.

Что такое Львовский регуляторный хаб? Это аналитически-адвокационный центр при Школе управления Украинского Католического Университета (УКУ). Позиционируют себя как площадка для коммуникации между властью, бизнесом и общественностью для создания, обсуждения и внедрения сбалансированных и эффективных регулировок для преодоления барьеров, которые сдерживают развитие малого и среднего бизнеса, снижают инвестиционную привлекательность региона и государства, порождают коррупционные риски.

Материал подготовила Соломия Саврук,

Координатор ОО "Центр UA" во Львовской области